Германия. Краткая информация о стране Учебные заведения Германии ![]() Флаг Германии ![]() ![]() Герб Германии ![]() ![]() Карта Германии
|
Система образования Германии
Немецкая система образования не ставит своей задачей формирование характера или воспитание моральных качеств. Ее цель — вложить в Вас профессиональные знания, которые помогут Вам занять достойное место в мире бизнеса и будут способствовать Вашему продвижению по службе. Учиться в Германии начинают поздно, а заканчивают еще позднее. Детские сады посещают не все дети, обучение в общеобразовательной школе начинается в шесть лет, а среднестатистический студент заканчивает университет к тридцати годам. В возрасте десяти лет способные ученики поступают в гимназию, после которой им лежит прямая дорога в университет. Остальная часть (примерно 60%) продолжает учиться в средней школе, после окончания которой проходит стажировку в какой-нибудь компании. Это и есть их пусть к карьере. Сдача экзамена на аттестат зрелости (Abitur) автоматически гарантирует гражданам страны поступление в университет на любой факультет. Если показатель успеваемости не очень высок, лучше подождать несколько лет и поработать. В любом случае, отказ в приеме не грозит. Главное — то, что обучение в Германии доступно и качественно. Высшее образование является бесплатным не только для немцев, но и для иностранцев. Студентам дается право на работу во время учебы, поэтому практически все студенты обеспечивают себя сами. Начиная со второго курса, студенты проходят оплачиваемую практику в немецких фирмах. В Германии обучение возможно на английском и на немецком языках. Учиться в Германии всегда было престижно. Самая древняя немецкая высшая школа — университет в Гейдельберге — была основана еще в 1386 году. Большинство вузов Германии отметили 500 летние юбилеи, в том числе известные университеты в Лейпциге (основан в 1409 году) и в Ростоке (основан в 1419 году). Наряду со старейшими университетами страны, существуют молодые высшие учебные заведения, более 20 из них основаны после 1960 г. В XIX веке и в первой половине XX века определяющим для университетов был идеал образовательного уровня, которого стремился достичь Вильгельм фон Гумбольдт, известный реформатор прусских вузов прошлого столетия, в основанном в 1810 году Берлинском университете. До второй мировой войны студентам этого университета преподавали Альберт Эйнштейн, Макс Планк и Макс Вебер. В тот же период немцы получили 10 из 45 Нобелевских премий в области физики и 16 из 40 — в области химии. В современной немецкой системе высшего образования представлены университеты трех типов: 1) Классические «старые» университеты — их история уходит корнями в средние века. В их число входят Гейдельбергский университет, университеты во Фрейбурге, Тюбингене и ряде других городов. Первоначально в состав этих университетов входили лишь философский, медицинский и теологический факультеты. С течением времени добавились и другие направления подготовки, но эти факультеты остались ведущими. В настоящее время современный немецкий университет — это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей. 2) Университеты, которые получили свой статус в процессе преобразования технических и других отраслевых вузов. Например, высшая техническая школа в Ганновере в 1968 году получила статус технического университета, а затем, в 1978 году, была преобразована в университет. К этой группе относятся также технические университеты (Technische Universitaeten) и приравненные к ним по статусу высшие технические школы (Technische Hochschulen) в Ахене и Дармштадте. Граница между техническими университетами и просто университетами часто условна: так, университет в Ростоке имеет технический факультет, а, к примеру, в техническом университете Кароло-Вильгельмина в Брауншвайге есть отделения гуманитарных и общественных наук. Однако, в целом для этих университетов характерен несколько урезанный набор факультетов, предполагающий подготовку по техническим, естественно-математическим, экономическим и медицинским специальностям. 3) Вузы, возникшие в последние 30—40 лет на пике стремительного развития системы высшего образования в Германии. Это Рурский университет в Бохуме, университеты в Констанце, Регенсбурге, Билефельде, другие новые университеты и частные вузы. Все они (пожалуй, за исключением университета в Бохуме) не могут конкурировать с классическими университетами по разнообразию направлений подготовки. Зато в них ведутся эксперименты по внедрению современных методов обучения, они часто имеют кампусы, что в целом не характерно для немецких вузов. В таких университетах большое внимание уделяется практическим занятиям. В настоящее время существует 370 высших учебных заведений, в том числе 100 университетов, примерно 170 технических университетов. Большинство университетов государственные. Вопросы образования входят в компетенцию федеральных земель, поэтому программы обучения в разных частях страны различаются, при этом существую общие стандарты. Первая ступень высшего образования — базовый цикл (изучение дисциплин на этой ступени занимает четыре года) и заканчивается сдачей промежуточных экзаменов. Успешная сдача экзаменов позволяет продолжить обучение на второй ступени — главном цикле обучения, который продолжается пять семестров и заканчивается выпускными экзаменами с получением диплома. По итогам этого цикла может быть присуждена степень бакалавра. Третья ступень высшего образования — аспирантура, подготовка диссертаций на соискание степени доктора, которая продолжается в течение 2—4 лет. При успешной защите диссертации присуждается степень доктора. Так как степени, получаемые выпускниками вузов в Германии отличаются от принятых в англоязычных странах, было решено перейти на британскую модель — бакалавр—магистр—доктор. Однако, этот процесс еще не завершен.
|